Вопрос к эксперту
|
|
Скандально известный недостроенный бизнес-комплекс рядом с гостиницей «Малахит» выставлен на продажу. Как стало известно Chel.ru, объект незавершенного строительства на пересечении улиц Красной и Труда уже не принадлежит президенту строительного холдинга «Монолит» Евгению Рогозе. Новый собственник – компания «УралБизнесСтрой» – достраивать комплекс не собирается и готова расстаться с объектом за хорошие деньги. Однако назвать оптимальную цену за недострой близ «Малахита» нынещние владельцы отказываются. Эксперты связывают это с тем, что сумма может быть определена только во время торга между участниками сделки. Среди причин, по которым нашумевший бизнес-комплекс в центре города пока не привлек серьезного покупателя, чаще всего называют общее состояние рынка коммерческой недвижимости и напряженные отношения бывшего владельца стройки Евгения Рогозы с администрацией города и области. Напомним, что рядом с гостиницей «Малахит» планировалось построить 22-этажный торгово-офисный центр класса «А». Как ранее сообщал Chel.ru, идея принадлежала холдингу «Монолит», площадь нового объекта должна была составить 47 тысяч квадратных метров. На нижних этажах здания планировалось размещение торговой зоны, оздоровительного центра, заведений общепита, под землей – паркинга. Общий объем инвестиций в проект оценивался в 1,3 миллиарда рублей, а срок окупаемости – немногим более пяти лет с начала эксплуатации. Однако в 2005 году застройщик не получил от мэрии Челябинска разрешения на строительство, что повлекло за собой многолетние судебные споры. Как выяснил Chel.ru, у недостроя сменился собственник – им стала компания «УралБизнесСтрой». Причем фактически это произошло полтора года назад. Тогда же на объекте была проведена частичная консервация, а спустя еще полгода всякие движения на строительстве были прекращены. Из запланированных 45 тысяч квадратов построено только 8 тысяч. «Это была спекулятивная сделка, – признается помощник Евгения Рогозы, директор компании «УралБизнесСтрой» Игорь Шуман. – Объект купили для того, чтобы подороже продать. Я бы не сказал, что мы активно ищем покупателей, но компания готова продать недострой». По мнению Игоря Шумана, реализовать недострой не удается продать из-за тяжелой ситуации на рынке коммерческой недвижимости. «Сегодня в стране по пальцам можно пересчитать количество сделок по аналогичным объектам. По состоянию на июль, в Москве заключили четыре сделки и еще две в Санкт-Петербурге. Рынка коммерческих объектов подобного масштаба просто нет, – продолжает Игорь Шуман. – Бизнесмены пересматривают стратегии инвестирования. И вкладывать в подобные комплексы они не готовы. Кризис показал, насколько нестабилен рынок офисной недвижимости. Торговая недвижимость выживает, а офисная – нет. Поэтому мы пока не видим покупателя для нашего объекта». Между тем известный челябинский политолог Александр Подопригора считает, что застройщики просто не хотят связывать себя со строительством, которое стало яблоком раздора между Евгением Рогозой и городскими чиновниками. «У участников рынка существует представление, что конкуренция с ТРЦ «Родник» и еще несколькими вводимыми в Челябинске в ближайшем будущем торговыми или развлекательными центрами, связанными с этой группой, будет, мягко говоря, сложной, – отмечает собеседник сайта. – Ведь именно по этой причине в городе не открылись «Метро» и ИКЕА, а «Ашан» придет в качестве арендатора площадей «Родника». Все помнят, чего стоила Евгению Рогозе борьба с административным ресурсом челябинской мэрии. Никто не хочет сталкиваться с командой губернатора. Саммитов АТЭС (Евгений Рогоза ныне является генеральным директором ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ. – Прим. автора) на всех не хватит». «Кому бы сейчас не принадлежал недостроенный комплекс, помимо объективных причин, связанных со стагнацией рынка, его не могут продать и по «субъективным», – предполагает Александр Подопригора. – Они связаны с доминированием на челябинском рынке доходной недвижимости бизнес-группы, так или иначе аффилированной с владельцами "Макфы"». Директор ООО «Оценка Бизнес Консалтинг – Групп» Максим Попов знает о трудностях, возникших при строительстве рядом с «Малахитом», не понаслышке. Он даже участвовал в одном из судов, связанном с этим объектом. «Многие застройщики, не прижившиеся в Челябинске, принимают решение продать бизнес. Когда каждый документ нужно получать через арбитражный суд, строительство идет значительно медленнее, чем могло бы. Ведь если на руках нет разрешений, кредит тоже нельзя получить, – объясняет Максим Попов. – Одно цепляется за другое. Не исключаю, что общее состояние строительного рынка тоже повлияло на решение нынешнего собственника объекта». При этом профессиональный оценщик не считает, что на рынке коммерческой недвижимости сегодня невозможно продать недостроенный объект подобного рода. Правда, определить примерный круг потенциальных покупателей Максим Попов отказался. По его мнению, репутация скандальной стройки не помешает другой компании инвестировать в проект и успешно завершить его возведение. «Это зависит от личности застройщика и от того, в каких отношениях он с властью», – считает директор консалтинговой компании. Глава строительной компании «Артель-С» Николай Янов солидарен с предыдущим экспертом. Он тоже не согласен с тем, что рынка нет. «Коммерческая недвижимость продается, и цена на нее довольно высокая – от 70 до 100 тысяч рублей за квадратный метр, – считает эксперт. – Это, конечно, с условием, что объект располагается в неплохом месте. Хотя, безусловно, в кризис коммерческую недвижимость продать сложнее».
|
|
Андрей ФАТЕЕВ, специально для Chel.ru |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток